Экскурс в историю

Шведское наследство

Традиции устройства общественных уборных на территории Петербурга, как свидетельствуют документы, были заложены аж за пять лет до его основания! Приложил к этому руку сам король Швеции Карл XII! А инициативу проявил Абраам Кронъйорт, отправивший королю 17 февраля 1898 года письмо о перестройке Ниенштадта (как известно, этот город возник вокруг немецкой кремпости Ниеншанц при впадении реки Охты в Неву; теперь здесь расположен «Петрозавод»). По его плану и предусматривалось специальное строительство общих отхожих мест — будущих туалетов.

Они видели Петра

Первый домашний ретирадник — прообраз современного туалета — «с проточно-промывной канализацией в кирпичных стояках и тоннелях» появился в Санкт-Петербурге намного раньше, чем такие устройства возникли в Европе. По указанию Петра I, как известно, отличавшегося чрезвычайной чистоплотностью, туалет был установлен в построенном в 1710 году его двухэтажном летнем дворце. Кстати, это уникальное здание на берегу реки Фонтанки в Летнем саду — единственная сохранившаяся каменная постройка петровских времен. Второй такой же туалет Петр Великий приказал соорудить в его любимом дворце Монплезир в Петергофе.

Туалетное творение великого зодчего

Когда в 90-е годы XVIII века в Царском Селе был возведен Александровский Дворец, которым Екатерина Великая одарила своего внука, левое крыло здания выделили для прислуги. Понятно, что прислуга вполне могла обойтись «удобствами во дворе». Вот и появился между левой частью дворца и Кухонным корпусом милый павильончик в стиле классицизма с куполом и двухколонным портиком. Но строил-то эти удобства — так же как и сам дворец — не кто-нибудь, а великий Джакомо Кваренги! Простояло бы туалетное творение зодчего, может, и до наших дней, не реши царская семья в конце XIX века перестроить левое крыло под свои жилые покои. Оказалось оно прямо под окном будуара императрицы Александры Федоровны, отчего и последовало ее указание: снести! Так, в начале XX века понесла российская архитектура еще одну — какую-никакую, а все-таки потерю. А ведь мы могли бы гордиться единственным в мире туалетом, построенным великим зодчим. (Кстати, только в конце августа 1997 года после длительного перерыва, точнее двенадцать его залов, открылся для посетителей.)

Публичный ретирадник № 1

К тому времени, когда Достоевский отбывал свой арест на Сенной, а Чернышевский уже многие годы томился в Сибири, петербургские городские власти успели порадовать сограждан новинкой европейского уровня. Осенью 1871 года рядом с Михайловским манежем, в садике, с трех сторон огражденном глухими стенами, открылся первый в столице публичный ретирадник. Проект составил академик архитектуры и выдающийся строитель-практик И. А. Мерц. Он не увлекался рисованием фасадов, зато знал до тонкостей новые приемы строительства и отчетливо представлял себе, что нужно Петербургу для того, чтобы не только слыть прекраснейшей столицей в мире, но и действительно стать вровень с цивилизованным миром по качеству жизни. (Самая известная его работа — башня петербургского водопровода напротив Таврического дворца.) В журнале «Зодчий» весной 1872 года Мерц писал: «Отсутствие общественных, или так называемых публичных ретирадников в таком громадном городе, как Санкт-Петербург немало поражает всякого и в особенности тех, которые имели случаи посетить большие города Западной Европы и видели там эти учреждения почти повсеместно». Считая, что из-за суровости климата в Петербурге невозможны дешевые открытые писсуары парижского образца, Мерц предложил строить небольшие домики, «непременно с отоплением, для того, чтобы вода в них и в самые сильные морозы не замерзала». Первый ретирадник, сложенный «из бревен, обшитых с обеих сторон досками, на каменном фундаменте и с железной кровлей», не был лишен и эстетической привлекательности, напоминая в плане алтарную часть западноевропейских храмов. В мужском отделении находились «мочевник и два клозета, в женском — лишь два клозета». Освещение было газовым, большая железная печь топилась коксом. Сверх того, в комнате, предназначенной для постоянного проживания сторожа, «чтобы наблюдать за чистотою, опрятностью правильно устроенного ретирадника», стояла небольшая русская печь и для сбережения места были устроены подвесные полати.

Первая пятерка

Живы еще, вероятно, старики-петербуржцы, бывавшие в одном из сооружений, построенных академиком архитектуры И. А. Мерцем, — точнее, последнем из них, в Летнем Саду. Лишь сравнительно недавно та постройка была заменена на кирпичную. Всего же в 70-е годы XIX века по первому проекту академика было построено пять публичных ретирадников. Все, конечно, в центре: у Александринского театра, напротив Никольского рынка, у полицейского дома Казанской части (то есть где-то у Львиного мостика), на Малой Конюшенной и В Летнем Саду. «Входы огорожены тамбурами, которые приносят весьма существенную пользу… В углах посажены деревья и кусты, но несотря даже и на то, что и они ограждены перилами, многие предпочитают останавливаться тут же, чем заходить прямо в двери. Что делать — и на это нужно время, и на это нужны годы, чтобы научиться», — писал автор проекта. Всё учимся…

Легендарный туалет

На многих горожан и тем более гостей Петербурга долгие годы производил яркое впечатление туалет, находившийся недалеко от угла Каменноостровского и Кронверкского проспектов. Массивное и просторное сооружение являло собой хороший образец стиля модерн в самом нарядном и вычурном его варианте. От других своих «собратьев» отличался туалет и наличием четырех входов: кроме обычных «М» и «Ж», внутрь вели еще две двери с надписями на эмалевых табличках «для мальчиковъ» и «для дѣвочекъ». Необычный туалет был снесен для постройки наземного вестибюля станции метро «Горьковская». И хотя более 40 лет этого сказочного сооружения не существует, еще не забыта окружавшая его легенда. Воспроизведем ее со слов бывшего чекиста, ныне стрелка ВОХРа — героя повести петербургского прозаика М. Кураева «Ночной дозор»: »…гальюн знаменитый, овеянный легендой. Построен он был в виде виллы, с выкрутасами, с башенкой, со шпилями, кладочка узорчатая, черт знает что! Замок из немецкой сказки». Далее следует рассказ о том, как некая баронесса, жившая по соседству, «окнами на угол Каменноостровского и Кронверкского», не ответила взаимностью богатому купцу Александрову, и тот в отместку построил напротив ее квартиры «общественный туалет типа сортир на свои деньги… Проект потряс роскошью — замок не замок, терем не терем… А был тот «замок» точной копией загородной виллы этой самой баронессы, неприступной для удачливых выходцев из простого народа. Вот и любуйся, как любой житель города пользуется твоим гостеприимством! Ну, она, ясное дело, тут же съехала, квартиру поменяла, поселилась у Николаевского моста, теперь мост Лейтенанта Шмидта (ныне Благовещенский — прим. редактора). А он и там гальюн под окнами! Правда попроще…» На самом же деле, никакая баронесса в этой истории не участвовала. Легендарный туалет был построен в первые годы XX века по проекту видного мастера петербургского модерна А. И. Зазерского. Он возвел в нашем городе несколько крупных, эффектных жилых домов, но с успехом упражнялся и в «малых формах» архитектуры. Примером таких упражнений как раз и являлся «замок не замок, терем не терем» на углу Каменноостровского и Кронверкского.

В. Левтов