Канализация как цивилизация

Дачный сезон в самом разгаре. Жизнь на природе приятная, но некоторые типично российские дискомфорты вытерпеть трудно. В Италии и на Западе вообще дачные поселки без канализации никогда не получили бы разрешения на проживание в них людей от официальных лиц. Их просто закрыли бы по санитарным нормам. С другой стороны, в России климат другой, и нет таких опасностей, как у нас. Или ваши люди просто любят экстрим, а наши стали слишком уж буржуазны. В древности римляне повсюду в Европе строили акведуки и термы по греческому образцу. Термы Каракаллы считались одним из чудес Вечного города, и те, что находятся в курортном городе Бате, сейчас являются английской достопримечательностью. А до России с некоторыми модификациями дошла «баня», заимствованная от латинского balneum.

Современные итальянцы унаследовали особое внимание к водопроводно-канализационной тематике. Наши женщины, например, традиционно подвергают острой критике французских кузенов из-за отсутствия биде в квартирах или гостиницах. Итальянцы считают, что из этого можно сделать вывод о прогрессе в тех или иных странах. Как тут не вспомнить мое первое пребывание в Москве в 1988 году. Руководители нашей национальной группы в институте Пушкина привезли нас всех на Арбат, где мы накупили туалетной бумаги на следующие шесть месяцев. В этот момент некоторые мои товарищи начали сомневаться в «советском рае», в который верили вопреки рейгановской пропаганде об «империи зла». Посещение библиотеки имени Ленина было тогда обязательным для молодых иностранных специалистов. Многочасовая учеба заставляла делать перерывы, и туалеты (двумя этажами выше) можно было найти и без указателей. Когда в помещении был большой наплыв нуждающихся, стоять в очереди было небезопасно: как гласит известная китайская пословица, рано или поздно увидишь плывущий по реке труп врага (в данном случае — жидкие отходы соседа). Бланки запросов книг использовались не для научных целей. Но самое шокирующее зрелище открылось мне в туалетах у трех вокзалов, где посетители были вынуждены сидеть прямо на унитазе, прикрываясь газетами — двери в «кабинках» с полуметровыми стеночками отсутствовали. Именно тогда я осознал уровень неуважения советского государства к своим гражданам.

Впрочем, невнимание к потребителям туалетных услуг встречается и на Западе. Однажды я приземлился в римском аэропорту «Фьюмичино», откуда на экспрессе отправился в центр города. Туристы, в большинстве своем иностранцы, заполняли вагоны повсюду, как в индийских фильмах, разве что не на крышах. Мне пришлось сидеть в коридоре на своем чемодане перед супергрязным туалетом со сломанной автоматической дверью. Но особенно было жаль молодых супругов, прилетевших из Таиланда в свадебное путешествие. После приятных восточных ароматов их вынудили вдыхать сомнительные ароматы Италии. Иногда же, напротив, слишком большое внимание к туалетам приводит к конфузам. До сих пор смеюсь, вспоминая статью, написанную моим немецким коллегой, которого пригласили на Сицилию осветить одно мероприятие. Немалая часть статьи была посвящена описанию лепестков роз, плававших в унитазах роскошной гостиницы. В Германии сразу поднялся невероятный шум в адрес тех, кто так легко тратит общественные деньги: надо было найти более скромный отель, особенно если счет за пребывание оплачен из налогов. Нет, немцы просто уникальны! …

Если в экономике страны не все в порядке, сигналы кризиса заметны и в туалетах. Осенью 1991 года я брал интервью в Тирасполе у главы только что провозглашенной Приднестровской республики в здании мэрии, которое уже стало президентским. После двухчасового разговора пришлось посетить местный туалет. Трудно описать мое удивление, когда я сообразил, что керамическая чаша обыкновенного унитаза была закопана в пол — и посетители пользовались им как турецко-японским унитазом. До сих пор храню фотографию этого шедевра. В 2005 году я вернулся в Тирасполь. Любопытство было огромным. После рабочих встреч у меня не было более сильного желания, чем снова посетить тот туалет. Но на его месте я обнаружил современный чистый сортир, свидетельствовавший о том, что непризнанная республика разбогатела. То же самое происходит в Китае. В конце 1980-х мой знакомый инженер рассказал, как он попал в ужасную пробку под Шанхаем. Вдруг один человек открыл дверь автомобиля и без проблем оставил на жарком асфальте между машинами тяжелый знак своего присутствия на земле. А на днях я прочитал, что в китайском городе Вухане потратили 230 тысяч евро на строительство туалетов у входа в местный парк. Что уж говорить о японцах, которые показали всему миру, как развитие технологий в туалетном секторе сопровождает развитие страны. В гостиницах и квартирах Страны восходящего солнца рядом с традиционной чашей унитаза так много кнопок, что недостаточно иметь диплом инженера, чтобы во всем разобраться, тем более что инструкции написаны по-японски. Есть даже одна «экологическая» кнопка, которая воспроизводит шум, который обычно бывает, когда пользователь спускает воду. Тщательные исследования специалистов показали, что стеснительные японки часто пользовались спуском, чтобы заглушить неудобные звуки, и впустую расходовали воду…

Туалетный прогресс идет и в России. Например, в скоростных поездах «Сапсанах» путешественники находятся в счастливом положении, так как могут выбирать между тремя разными типами туалетов. К сожалению, услуги ваших железных дорог пока далеко не везде на уровне элитных поездов, хотя быстро улучшаются в последние годы. Если бы еще не огромные цены на билеты…

Кстати, один из главных признаков цивилизации, на взгляд итальянцев, — то, чтобы туалет был бесплатен. «Pecunia non olet! (Деньги не пахнут!)» — сказал римский император Тит Флавий Веспасиан, тот самый, который начал строительство Колизея, обложив налогом «туалетный» сектор. Наверное, из-за шока древних времен в современной Италии никто не может по закону просить финансового вознаграждения за посещение туалета. Общественные места (кафе, бары, рестораны) обязаны пускать к себе «по нужде» всех без исключения, чтобы получить разрешение на работу от муниципалитета, который строго контролирует соблюдение принципа доступности сортиров и их чистоту. Интересно было наблюдать, как менялись нравы в «туалетном» вопросе в постсоветской России. Как известно, Муссолини научил итальянцев не плевать на дорогу. А благодаря распространению туалетных кабин в Москве дворы и подъезды стали почище. И это было заметное иностранцу достижение первого десятилетия ельцинского демократического правления. Но на пути к развитой «туалетной» демократии россиянам преждевременно радоваться: большой труд еще впереди. Я путешествовал по США, Канаде, Австралии — странам огромным, как и Россия, — но нигде не видел, чтобы люди, остановив машину на шоссе, бегали по кустам, а то и справляли нужду прямо на обочине, на глазах у других автомобилистов! Там, как и в Европе, через каждые несколько километров трассы есть специальные комплексы, состоящие из мотеля, кафе и, конечно же, туалетов. В московских кафе-ресторанах справить нужду запросто могут и не пустить. Морально устаревшие «синие кабинки» на улицах часто очень грязны, но во многих местах и их не хватает. Вот самые острые «туалетные» проблемы вашей страны. Но в эпоху «модернизации» технологии все-таки помогают. Прочитал в российской прессе о том, что столичное ЖКХ скоро расставит по столице принципиально новые туалетные кабины, которые будут все делать автоматически, включая спуск воды и продувку воздухом. И даже смогут выдержать взрыв внутри! Что ж, с нетерпением жду появления в Москве этого шедевра XXI века.

Джузеппе Д’Амато, MK.ru