О бедном сортире замолвите слово
«По утрам он поет в клозете», — так начинается роман Юрия Олеши «Зависть». Далеко не все помнят, о чем он. Но вот первая фраза врезается в память сразу и навсегда. Еще бы: ведь клозеты (они же — сортиры, они же — туалеты) занимают столь важное место в нашей жизни.
Нужда зовет
Люди простые, к великим не причисленные, думают о туалетах не меньше. Да и как о них не думать, когда в миллионном Волгограде практически не осталось ни одной общественной уборной. И если в центре желающие облегчиться могут зайти со своей нуждой в кафе и гипермаркеты, то в спальных районах города (ежели невтерпеж) идут за остановку или в подъезд.
И вот ведь что получается. В преддверии мундиаля-2018 (а уже точно известно, что Волгоград-таки примет один из этапов чемпиона мира по футболу) городские и областные чиновники, дабы соответствовать высокому званию города-претендента, посчитали дороги, гостиницы, аэропорты, прочие инфраструктурные объекты, а про туалеты забыли.
Или не вспоминали вовсе?
Во всяком случае в мэрии эту тему комментируют весьма неохотно. Известно только, что отвечает за это крайне важное дело департамент городского хозяйства. Тем не менее чиновники признают, что общественных муниципальных туалетов в городе не осталось. Совсем. Нынче в них открываются кафе, магазины, рестораны и даже отделения политических партий. Не верите? Судите сами.
Ресторан в сортире
Туалет на улице Гагарина, напротив академии госслужбы. Сейчас в мужском отделении торгуют товарами для животных, а в женском — дамским бельем. У панорамы оба больших стационарных туалета давным-давно наглухо заколочены. Знатные туалеты располагались когда-то на улицах Комсомольской и Советской и напротив Центрального рынка. Преобразование последнего в ресторан со сказочным названием и сказочной же красоты многих волгоградцев повергло в шок…
Шанс начать новую жизнь был и у общественного туалета на верхней террасе Центральной набережной. По проекту над этой уборной должны были возвести второй этаж и открыть там кафе. Но ничего не получилось. Туалет закрыт, хотя народная тропа туда еще не заросла. Не имея возможности зайти внутрь, гуляющий люд справляет насущную потребность, отвернувшись к стене. В субботу вечером корреспонденты «ВГ» застали за этим занятием приличного, на первый взгляд, гражданина. Не обращая внимания на прохожих, мужчина управился за минуту, лишь после этого покраснел и скрылся в парке…
И совсем уж невероятная судьба постигла туалет в сквере Саши Филиппова в Ворошиловском районе. В краснокирпичном здании на улице Циолковского расположился штаб «Единой России».
И, как ни странно это прозвучит, есть в этом даже что-то символичное. В переводе с испанского «унитас» значит «единство»…
Офис с биотуалетом
Многие скажут: общественные туалеты в спальных районах остались в госучреждениях, и, если уж сильно приспичит, можно попроситься вот хоть в ближайшую поликлинику. Но… Самый грязный сортир мне довелось посетить именно в бюджетном учреждении. Переполненные урны, сломанные бачки, грязь на полу и надпись на двери печатными буквами: «В случае использования унитазов не по назначению туалет будет закрыт!» В общем, посетителям здесь не рады…
«Уважаемые фараоны, просьба смывать свои пирамиды», — такой образец сортирного юмора красуется на стене заведения одного из волгоградских гипермаркетов. За вход платить не нужно: его содержание включено в стоимость товаров и услуг. Однако в таких заведениях в часы пик народу приходится сталкиваться с очередью в кабинку, грязью на полу и отсутствием бумаги.
А вот синие кабинки биотуалетов у нас, в отличие от всего цивилизованного мира, почему-то платные. А между тем схему их размещения в городе утверждает городская дума и, по логике, они должны были бы взять на себя функцию бесплатных общественных клозетов.
Кстати, посещение этих самых синих кабинок повергает иностранцев в оторопь.
Как известно, мзду за визит в биотулет у нас берут старушки-пенсионерки, коротающие зимой рабочий день в кабинке по соседству. Так вот, на моих глазах гость города-героя едва не лишился чувств, распахнув дверцу биотуалета и узрев на толчке прикорнувшую бабушку в перевязанном крест-накрест пуховом платке… «Ну что ж ты испужался, милок? — удивилась бабулька. — У меня ж тут, вишь, офис!..»
Справившись с шоком, иностранный гражданин поведал мне, что у него на родине в общественных туалетах бесплатно раздают презервативы, памперсы, а также вешают четыре сорта туалетной бумаги с разными запахами…
Мнение эксперта
Сергей Сена, градостроитель и реставратор, член экспертного совета ИД «Все для Вас»:
— У муниципалитетов во всём мире схожие задачи: обеспечение на своей территории правопорядка и безопасности (муниципальная милиция/полиция), содержание детских садов и ясель, народное (среднее) образование (муниципальные школы, гимназии, лицеи), городские стадионы, пляжи, скверы, парки (т. е. места для отдыха), уборка мусора (как в булгаковские времена «саночистка»), уличное освещение, муниципальный транспорт, содержание улиц, дорог, и упомянутых скверов и парков, городская инженерная (коммунальная) инфраструктура, ЗАГСы, городские поликлиники, больницы, кладбища (с ритуальными услугами).
Под эти цели (а по другому их можно назвать «услуги населению») и формируется муниципальный бюджет. По набору этих услуг видно, что они охватывают жизнь любого горожанина от рождения до смерти. За эти услуги мы и платим налоги, которые и формируют (наряду с налогами на недвижимость) муниципальный бюджет. Совершенно естественно, что в этом ряду должны быть и бесплатные общественные уборные. Причём, их должно быть столько, сколько предусмотрено градостроительными нормативами. И если возврат приватизированных в 90-е годы детских садов уже начался, то пора делать это же и с общественными туалетами.
Что касается переоборудования (реконструкции) туалетов под иные функции, то есть такое понятие «память места». И какой бы не появился на его месте офис правящей партии, ресторан или магазин, сортир останется сортиром! Вытравить это из сознания невозможно. И я ни за что не пойду принимать пищу в заведение, где раньше от нее избавлялись!
Инга Иванова, Ваша газета