Европейцев хотят пересадить на японские унитазы
Студентка лондонского Королевского колледжа искусств Вирджиния Гардинер изобрела биотуалет — в полном смысле этого слова. Он представляет собой бачок с сиденьем, изготовленный из спрессованного конского навоза (Гардинер, кстати, собирала его в 5 конюшнях Ее Величества). Идея изобретения в том, что, когда такой туалет будет заполнен, его вместе с содержимым выбрасывают в компостную установку, где он перерабатывается на горючий газ. Разработанный Гардинер биотуалет предназначен для стран, где цивилизованно справить нужду является проблемой. Как заявляет издание Foreign Policy, которое в прошлом году провело по этому поводу специальное исследование, 2,5 млрд. людей в мире лишены возможности пользоваться уборными, содержащимися в удовлетворительном санитарном состоянии. Речь идет не только о странах третьего мира. В развитых государствах вопросы чистоты туалетов и соблюдения правил личной гигиены тоже весьма злободневны. Например, по данным Британского королевского общества здравоохранения, каждый шестой взрослый житель Туманного Альбиона не моет рук после посещения туалета.
Вирджиния Гардинер говорит, что мало кто из дизайнеров задавался целью предложить свои продукты и решения для борьбы с мировым «санитарным кризисом». Это и не удивительно, ведь об отправлении естественных потребностей, в том числе и гигиенической стороне этого дела, принято говорить намеками, а туалетная комната традиционно ассоциируется с чем-то смешным. Поэтому бесчисленные технические инновации, касающиеся туалета, разрабатываются скорее для «прикола», чем для того, чтобы действительно внести некоторые улучшения в деликатную сферу жизни каждого человека.
Так, например, американская фирма Atech недавно выпустила на рынок концептуальное устройство под названием iCarta. Это держатель для туалетной бумаги, в который вмонтирована стереосистема. Посетитель туалета может вставить в его гнездо свой iPhone или iPod, включить любимую музыку, выставить желаемую громкость. Не только для того, чтобы веселее провести время на унитазе, но и чтобы замаскировать специфические звуки.
По-иному обстоит дело в Японии. Здесь туалет не окружен в общественном сознании таким количеством табу. Японцы не только ценят кроме чистоты удобство и комфорт туалетной комнаты, но и не стесняются открыто обсуждать то, ради чего люди ее, собственно, и посещают, — существуют десятки сайтов, посвященных размышлениям на унитазе, фотографиям туалетов и т. д. Понятно, почему устройства, превращающие посещение туалета в приятное времяпровождение, могли придумать только в Стране восходящего солнца. Эти устройства даже получили особое название — уошлет (от английских слов wash и toilet). Их еще можно назвать роботизированными унитазами. Стандартные функции уошлетов — автоматический подъем и опускание крышки унитаза, когда человек заходит в туалетную комнату и покидает ее, подогрев сиденья, дезодорирование воздуха, звуковое сопровождение, смыв, дезинфекция и омовение нижней части тела человека вместо использования туалетной бумаги, а также ее сушка теплым воздухом. Более сложные модели способны сообщать человеку его вес, а также проводить экспресс-анализ мочи. Уошлеты появились в Японии в 1970-х. С того времени они вошли в стандарт повседневной жизни. Некоторые японцы шутят, что сегодня в стране можно насчитать больше домохозяйств, где нет компьютера, чем тех, где нет уошлета. Их производители давно хотят выйти на мировой рынок, но пока нигде, кроме Китая, их диковинный товар не вызвал ажиотажа.
Так, фирма Toto — главный японский производитель чудо-унитазов, — еще с конца 1980-х безуспешно пытается завоевать симпатии американцев. Специальное исследование, проведенное Toto в США, выявило, что американцы если и не возражают, чтобы унитаз имел еще и функцию биде, то жужжание сушки и потоки воздуха под собой им совершенно неприятны. А подогрев сиденья они сочли и вовсе излишним, эта функция более актуальна именно для Японии, где большинство домов не имеют центрального отопления. Кроме того, многим американцам реклама японских уошлетов показалась оскорбительной — в призыве использовать для более чистого результата воду вместо туалетной бумаги они услышали упрек, будто их считают грязнулями. И вот с начала сентября Toto штурмует рынок Европы. Шеф компании Кунио Харимото уже пожаловался прессе, что для его фирмы иметь дело с европейским законодательством — значит убить целый год на техническую и дизайнерскую адаптацию товара. Вложив в европейскую рекламную кампанию 7 млн. евро, Toto рассчитывает увеличить мировые продажи своих унитазов на 30% за последующие десять лет. Чтобы ознакомить покупателей с продукцией, компания открыла в Европе сеть роскошных шоу-румов и установила уошлеты в главных торговых центрах ряда европейских столиц. Но выкладывать от тысячи евро за унитаз, да еще в кризис, их жители пока не готовы. Этот факт Кунио Харимото прокомментировал изданию The Economist так: «Прошло 20 лет, прежде чем уошлеты завоевали популярность в Японии. Надо быть терпеливыми».
Жанна Корейко, Газета «Комментарии»